Проектно-исследовательская деятельность

«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК УЧАСТВУЕТ В СОЗДАНИИ
ПРОЕКТА, КАКОВА ВАША РОЛЬ?»
Участие в проектной деятельности - сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность учени­ка, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть гото­вым к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника инфор­мации предоставляется ребенку!
Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдете в ней ответы на следующие вопросы:
1. Что такое метод проектов?
2. Каковы этапы выполнения учебного проекта?
3. Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта? Кроме того, в приложениях вы найдете примерные темы проектов в начальной школе; возможные результаты (как принято говорить, «выходы») ной деятельности младших школьников; советы по подготовке проекта к презентации.
1. Что такое метод проектов?
( немного теории)
  •     Метод проектов - совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по самой своей сути. В разное время разработкой данной технологии обучения занимались многие ученые и методисты из разных стран.
  •     Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
  •     Метод  проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы, использования разнообразных методов, средств обучения, знаний, умений из  различных учебных предметов, а также различных областей науки, технологии и творчества.
  •  Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка; конкретный результат, готовый к внедрению.
  •   Формируя предметные, общеучебные и коммуникативные умения и навыки обучающихся, проектная деятельность реально способствует формированию у них умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.
2. Каковы этапы выполнения учебного проекта?
Выполнение  проекта  предусматривает несколько последовательных этапов:
  •      выбор темы и задачи проекта;
  •     выдвижение первоначальных идей;
  •     выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности; непосредственную реализацию проекта;
  •      оценку и самооценку проекта;
  •        презентацию проекта.

3. Какова возможная роль родителя  на каждом этапе выполнения проекта?
Этапы и подэтапы проектной деятельности
Возможные воздействия родителей
Выдвигаются первоначальные идеи, и выбирается лучшая идея
Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор
Выбирается и формулируется тема проектной работы


Помогите выбрать лучшую идею и обосновать вы­бор

Формулируется задача проекта

Может потребоваться помощь в правильной фор­мулировке

Разрабатываются планы и структура выполнения проекта

Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка

Определяются сроки представления результатов (ко­нечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учетом ее актуальности

Возможно, потребуется корректировка плана про­ектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка

Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта

Прикиньте возможные выходы с ребенком

Определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения

Разбейте объем работ на небольшие части и оп­ределите срок выполнения каждой

Составляются программа и календарный план вы­полнения работ

Скорректируйте план с учетом личной занятости ребенка. Содействуйте выполнению этого плана

Распределяются конкретные задания и обязанности между участниками проектной группы



Может потребоваться разъяснение обязанностей

Изучаются источники и литература по теме проекта

Посодействуйте ребенку в передвижении до биб­лиотеки, обращайте его внимание в книжных мага­зинах на книги по теме проекта

Собирается и обрабатывается информация по про­блеме

Посодействуйте в нахождении разнообразных ис­точников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, ин­тервью, а также книги и периодические издания, Интернет

Готовятся выводы, которые сопоставляются с зада­чами проектной работы

Может потребоваться помощь в подготовке выво­дов, грамматический и стилистический контроль

Оформляются результаты работы, и готовится отчет

Подскажите основные правила оформления доку­ментов

Проект готовится к презентации

Помогите провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением

Проводится публичная презентация проектной работы

Присутствуйте на защите. Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им

Анализируется работа, проделанная в течение про­ектного периода

Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому

Оценивается работа проектной группы в целом и ка­ждого участника в частности

Воспользуйтесь приложениями

4. Заключение
В ходе выполнения проекта  родитель может  выступать одно­временно в нескольких ролях:
  •       консультирует;
  •       отслеживает выполнение плана;
  •       решает оперативные вопросы;
  •       помогает в предварительной оценке проекта;
  •     участвует в подготовке презентации;
  •      обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и пи­тания.
Помогая ребенку, помните: главное действующее лицо - ваш ребенок! Вы являетесь только помощником консультантом (по за­просу)/ техническим секретарем проекта!
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги ра­боты, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недос­татки. Целесообразно также оценить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. Такое обсуждение будет проводиться в классе, однако обсуж­дение итогов работы с родителем, с одной стороны, послужит сближению ро­дителей и ребенка, с другой стороны, положительно повлияет на самооценку ребенка, будет способствовать развитию его уверенности, самосознания. Про­ведение репетиции самоанализа поможет на презентации.



ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА


  • Тема. То, что нужно исследовать.  
  • Проблема. То, что требует решения.  
  • Цель. То, что надо достичь (результат).
  • Задачи. То, что нужно решить для достижения результата (цели). 
  • Актуальность. Очень важное и значимое в данный момент. 
  • Гипотеза. Догадка (предположение, которое надо подтвердить или опровергнуть
  • Краткий план исследования
  • Анкетирование.
  • Поэтапное исследование с фото, детальная работа.

  • Вывод-итог (подтверждение или опровержение гипотезы, достижение целей и поставленных задач)






Читать полностью...

18 комментариев:

  1. Раздала детям памятки по созданию проекта. За 2 недели, до 30.11 определяемся с темой проекта и погружаемся в проблему. 23.11 кружка не будет, едем в Атомный центр.

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга Алексеевна, Марина на след. занятие собралась готовить информацию по вопросу "Откуда появились животные?".
    У меня вопросы:
    1. В каком виде это надо сделать? Просто почитать-пообсуждать с ребенком, и что запомнит - то расскажет? Или оформить в виде небольшого докладика?
    2. Можно ли предложить ребенку как то конкретизировать вопрос? Ну, например, не про всех животных в целом, а "Откуда появились млекопитающие?" или кошки, например. Или раз хочет такой общий вопрос - то его и поизучать?

    ОтветитьУдалить
  3. К 30 ноября нужно определиться с темой. За это время поговорить, обсудить, поискать информацию по одной и по другой теме. Готовить ничего не надо. Мое мнение по поводу Марининого вопроса: "Откуда появились животные" -слишком обширная тема,лучше конкретизировать. Материал подбирать легче и конкретнее.Попробуйте сделать так, чтобы она сама пришла к такому мнению. После того как определимся с темами, начнем собирать информацию и тогда готовить небольшие сообщения по своим темам.

    ОтветитьУдалить
  4. Ольга Алексеевна, а вообще - есть опыт подобной работы с первоклашками?
    Или нигде нет?
    Посмотрела проекты - самые маленькие - второклашки. И работы достаточно сложные.
    Думаю, в первом классе и попроще же можно? Просто чтоб ребенок понял, что к чему и почему.

    ОтветитьУдалить
  5. В прошлом году я сидела в жюри, первоклашки готовили работы, выступающих было много, а интересных работ не много. У меня примеров этих работ нет. Вы правы, что пусть будет простая. Главное, чтобы ребенку было интересно. Мы потом устроим в классе исследовательский дебют, дети выступят, наградим всех обязательно.

    ОтветитьУдалить
  6. Ольга Алексеевна, а устное выступление из чего должно состоять?
    Мы участвовать точно будем, Маринка очень хочет.
    Тема будет про Фенеков. Небольшая, информации про них немного.
    но, думаю, ей будет достаточно на первый раз.

    ОтветитьУдалить
  7. Обычно ребенок комментирует свои исследования по презентации. Слайд открывается, ребенок зачитывает или комментирует. Тема, цель, гипотезы, актуальность и само исследование. Картинка-комментарий, в конце обязателен вывод, это ответ на проблемный вопрос.

    ОтветитьУдалить
  8. Ольга Алексеевна, завтра нужно принести готовый проект?

    ОтветитьУдалить
  9. Если готовый, то приносите. Если нет, то принесите то, что есть, наброски, черновой вариант. Я должна посмотреть, что есть, какие цели, задачи, гипотезы и т. д.

    ОтветитьУдалить
  10. Ольга Алексеевна, готовый текстовый вариант доклада когда приносить? Мы в свой добавили результаты тестирования.
    И когда планируется выступление по проектам в классе?
    Может уже после 8 марта сделаем? После всех этих праздников?

    ОтветитьУдалить
  11. Ой, а дадут чего нибудь всем? Ну там грамоту за участие хотя бы... А то не победит ребенок - больше совсем не захочет участвовать. Потому что работа была большая и для первоклашек действительно сложная.
    И вопрос - в зале будет проходить? или в классе? Я к тому - будет на чем презентацию ребенку показывать?

    ОтветитьУдалить
  12. Обязательно дадут всем грамоту, а от родительского комитета нужно каждому ребенку еще подарочек. Конференция всегда проходит в кабинете,в котором есть оборудование.

    ОтветитьУдалить
  13. Хорошо. готовим тогда презентацию. ))))

    ОтветитьУдалить
  14. Ольга Алексеевна, у нас Маринка заболела. (((
    Ревет горючими слезами, что не попадет на конференцию.
    Если не оклемается к субботе - то все, наш проект никак не учтут?

    ОтветитьУдалить
  15. Очень жаль! Выздоравливайте! может получится прийти на часик в субботу, если нет, то выступит позже, когда покажем проекты для детей и родителей нашего класса.

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо! Посмотрим как она к субботе будет, если температура спадет завтра, то, думаю, в субботу придем.

    ОтветитьУдалить
  17. Бабаева Лариса1 ноября 2012 г. в 22:34

    Ольга Алексеевна, добрый вечер! Напишите, пожалуйста, какую информацию мы должны предоставить по ПИД?

    ОтветитьУдалить
  18. Коротко написать, выбор темы, цели, задачи проекта;
    выдвижение первоначальных идей,гипотезы, планирование проектной деятельности, чтобы иметь представление о выбранном вами проекте и помочь, если нужно.

    ОтветитьУдалить